7 февраля 2013 г.

Виктор Пелевин - "Generation П"


К своему стыду я только сейчас прочитал "Поколение П". Естественно, сыграло роль и то, что роман включили в школьную программу, да и все, что я читал у Пелевина раньше, оставило очень глубокие впечатления. И вот, после "Чисел", "Священной книги оборотня", "t", "Шлема ужаса", "Политических песен пигмеев Пиндостана" настала очередь "Поколения" :)
Выпускник Литинститута и поклонник Пастернака Вавилен Татарский, очень не любивший свое имя и по возможности представлявшийся Владимиром, в начале 90-х оказывается невостребованным и занимается тем, что продает сигареты в ларьке. Благодаря счастливому стечению обстоятельств он открывает в себе талант по сочинению рекламных слоганов, делая себе карьеру копирайтера, а затем и криэйтора в крупных рекламных агентствах  Не последнюю роль в его вдохновении играют наркотики - в романе подробно описаны мухоморные и ЛСД трипы, в которых Татарский находит ответы на интересующие его вопросы и черпает новые идеи для слоганов. Так, творя телевизионную реальность, которая заменяла огромной части населения реальность окружающую, он входит в тайное общество, посвященное богине Иштар, и имеющего главной целью не допустить пробуждения спящего пса Пиздеца, который может наступить и России и всему миру. Попутно с помощью компьютерной графики это тайное общество генерировало всех политических и общественных деятелей страны, вкладывая в их слова нужные ему мысли.
Помимо основного сюжета интересны рассуждения о природе и сущности рекламы ("Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают") и психологии людей:
Часто бывает: выходишь летним утром на улицу, видишь перед собой огромный, прекрасный, спешащий куда-то мир, полный невнятных обещаний и растворенного в небе счастья, и вдруг мелькает в душе пронзительное чувство, спрессованное в долю секунды, что вот лежит перед тобой жизнь, и можно пойти по ней вперед без оглядки, поставить на карту самого себя и выиграть, и промчаться на белом катере по ее морям, и пролететь на белом «мерседесе» по ее дорогам. И сами собой сжимаются кулаки, и выступают желваки на скулах, и даешь себе слово, что еще вырвешь зубами много-много денег у этой враждебной пустоты, и сметешь с пути, если надо, любого, и никто не посмеет назвать тебя американским словом loser. Так действует в наших душах оральный вау-фактор. … Часто бывает — проезжаешь в белом «мерседесе» мимо автобусной остановки, видишь людей, бог знает сколько времени остервенело ждущих своего автобуса, и вдруг замечаешь, что кто-то из них мутно и вроде бы даже с завистью глядит на тебя… Так действует в наших душах анальный вау-фактор. … Часто бывает — говоришь с человеком и вроде нравятся чем-то его слова и кажется, что есть в них какая-то доля правды, а потом вдруг замечаешь, что майка на нем старая, тапки стоптанные, штаны заштопаны на колене, а мебель в его комнате потертая и дешевая… Так действует в наших душах вытесняющий вау-фактор.
Ну и отдельная песня - буква "П" в названии. Сам автор расшифровывает название книги как "Поколение Пепси", называя так Татарского и все поколение 70-х, чье становление пришлось на годы развала СССР и последующие "лихие 90-е", но по прочтении в голову приходит и множество других вариантов расшифровки :)
Оценка: 8/10

7 комментариев:

  1. Мысли любопытные, но чувство вкуса у него, похоже, отсутствует.

    ОтветитьУдалить
  2. А в каких ситуациях твое чувство вкуса протестует против его? :) Да и он сам достаточно сильно изменился за последние 15 лет

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, вот хотя бы имя спящего пса переводит эту книжку в разряд какой-то дворовой литературы :)

    А до этого "Жизнь насекомых" пробовал читать - как-то неряшливо жутко написано, слова какие-то неподходящие везде. Приходится сильно напрягаться.

    ОтветитьУдалить
  4. да, скажи "лихие 90-е" и не захочу это читать.
    а кто такой копирайтер и криэйтор?

    ОтветитьУдалить
  5. Я вообще не уверен, что ты хочешь что-то читать :)
    Это чуваки,которые сочиняют рекламную концепцию

    ОтветитьУдалить
  6. Валентин
    А мне показалось, что Пелевин употребляет мат в книгах вполне себе остроумно и со вкусом. А Жизнь насекомых мне тоже не понравилась

    ОтветитьУдалить
  7. За весь мат ручаться не могу :) Но пес явно не импонирует.

    Немножко поясню почему.

    "Большой П." - это такой расхожий оборот речи, в котором, на мой взгляд, нет ни вкуса, ни остроумия - услышав его, я скорее подумаю, что у собеседника недостаток выразительных средств (причем не только именно выразительных средств, но и ощущает он мир как-то не достаточно полно и не стремится ощущать его полнее, потому и сворачивает свои ощущения в такие, претендующие на выразительность, но на самом деле довольно пустые обороты речи).

    Когда Пелевин мифологизирует (книжку я не читал, правда, но предполагаю) этот оборот речи, дает изначально пустой вещи содержание, называет им пса, которого можно было назвать сотней других имен, я приписываю Пелевину все вышеописанное плюс еще и дурной вкус, потому что он все-таки пишет все это на бумаге.

    Впрочем, конечно, у каждого свое отношение к мату и свое восприятие.

    ОтветитьУдалить