То, из чего Борхес сделал бы рассказ на две страницы, Эко растянул на роман, и такой роман, с которым решительно неясно, что делать; не дверь же подпирать.
«Таинственное пламя» есть нечто вроде семиотического колодца — бездна знаков, и каждый может оказаться ключевым, решающим для восстановления цепочки воспоминаний целиком. Комиксы, старые газеты, бульварные романы… сто страниц. Детские стишки… фашистские агитплакаты… пластинки со шлягерами… двести страниц. Обложки женских журналов… рекламы средств гигиены… киноафиши… триста страниц. Почтовые марки… телепародии… радиосериалы… четыреста; конца не видно. Знаки отсылают к эпохе, указывают друг на друга, напоминают о нюансах, содержат в себе реализованные и нереализованные сценарии. Туман в голове корреспондирует с туманами Бодлера и Элиота, красотка из комиксов некоторым образом соотносится с первой любовью букиниста, тогда как эта самая первая любовь — с его нынешней сотрудницей, которая, в свою очередь… Все эти знаки можно интерпретировать сколь угодно широко, они замечательно комбинируются друг с другом, мерцают разными смыслами — глаз не отвести. Плохо только одно — конца этому семиозису, процессу порождения значений, нет. И когда две трети романа позади, начинаешь понимать, что сюжет-то закончился на первой странице, ничего, кроме очередной порции очень трогательного старья, на этом чердаке не найти, и как бы трогательно оно ни выглядело, чужая ностальгия есть чужая ностальгия.
Читать рецензию полностью
Комментариев нет:
Отправить комментарий